Тротуарная плитка укладывается вручную на основу из бетона и песка

Содержание
  1. Технология укладки брусчатки на песок с цементом своими руками
  2. Подготовка участка
  3. Обустройство дренажа
  4. Установка бордюров
  5. Заливка основания из песка и цемента
  6. Укладка тротуарной плитки
  7. Выбор плитки
  8. Поэтапная технология мощения тротуарной плиткой
  9. Разметка и планировка
  10. Дренаж и подстилающий слой
  11. Монтаж бордюрного камня
  12. Мощение плиткой
  13. Необходимые для укладки материалы
  14. Виды укладок
  15. Укладка на песок
  16. На сухую смесь из песка и цемента
  17. На бетонную стяжку
  18. Какую тротуарную плитку выбрать под автомобиль?
  19. Необходимые материалы для выполнения работ
  20. Как провести укладку тротуарной плитки на песок своими руками
  21. Разметка участка
  22. Подготовка основания
  23. Монтаж бордюров
  24. Обустройство подушки
  25. Засыпка и выравнивание цементно-песчаной смеси
  26. Укладка облицовки
  27. Заделка швов
  28. Использование и уход
  29. Предварительные работы
  30. Разработка грунта
  31. Устройство опорно-дренажной засыпки
  32. Песчаный слой под укладку плитки
  33. Кладка плитки
  34. Уплотнение межплиточных швов
  35. Какую сухую смесь выбрать для тротуарной плитки
  36. Как самостоятельно уложить тротуарную плитку

Технология укладки брусчатки на песок с цементом своими руками

Этапы укладки тротуарной плитки на песчаную основу с цементом примерно такие же, но есть отличия в самой технологии работ. Они подробно описаны ниже.

Подготовка участка

Сначала нужно наметить траншею и снять поверхностный слой на глубину 30-35 см. На дно засыпают тонкий слой песка, после чего проходят трамбовкой. Сверху своими руками делают укладку геотекстиля – он предотвратит рост сорняков и позволит отводить воду. При этом полотно должно идти внахлест друг на друга на 20 см.

Обустройство дренажа

После того, как дно будет утрамбовано, делают укладку щебня – слой должен быть высотой 15-18 см. Его утрамбовывают и снова делают укладку песка. Слой должен быть тонким – достаточно заполнить пустоты и немного присыпать сверху. Поверх этого слоя опять укладывают геотекстиль. Он не будет пропускать воду сверху вниз.

Установка бордюров

Теперь нужно установить ограждающие бордюры из камня, бетона, кирпича или других материалов. Его ставят на основание из цементно-песчаной смеси, как и в предыдущем случае. Также можно поставить на основание из бетона или утрамбованного песка.

Заливка основания из песка и цемента

Далее необходимо приготовить смесь цемента М500 и песка крупной фракции в соотношении 1:5. Толщина слоя будет от 12 до 15 см. Чтобы обеспечить ровную поверхность нужной высоты, под слой засыпают песок и проходят трамбовкой.

Укладка тротуарной плитки

Плитку предварительно рекомендуют обработать с помощью гидрофобного состава – благодаря этому она прослужит намного дольше и будет смотреться привлекательнее. Укладывание своими руками делают так, чтобы раствор по максимуму заполнял швы, при этом оставляют зазоры не более 3 мм.

Выравнивают с помощью резинового молотка, работу контролируют по уровню, соблюдая описанные выше правила. Поверхность нужно несколько раз полить водой и дать ей высохнуть. Тогда дорожка будет надежной и прослужит много лет.

Работать нужно по направлению от себя

Выбор плитки

Речь не идет о выборе цвета, рисунка, фактуры. В этом вопросе каждый покупатель руководствуется своими предпочтениями и своим видением дизайна участка. Мы говорим об эксплуатационных характеристиках этого материала.

Как известно, есть два способа производства плитки: вибролитье и вибропрессование. Преимущества первого способа заключается в разнообразии цветовой гаммы, богатом выборе существующих форм, в которые при производстве тротуарной плитки заливается смесь, и возможности сделать индивидуальный заказ на материал практически любой конфигурации. Если вам нужен неповторимый, эксклюзивный дизайн, которым вы хотите потрясти родных, знакомых и соседей, вам нужна вибролитня плитка. При этом надо помнить, что у нее достаточно непродолжительный срок службы (порядка 7 лет) и ограниченные в сравнении с вибропрессованной плиткой эксплуатационные характеристики. Она не годится для мощения площадок с интенсивной нагрузкой, в том числе автомобильных парковок.

Вибропрессованная плитка (конечно, соответствующего типа) может применяться для любых целей, в том числе для мощения подъездных путей и мест для стоянки автотранспорта. Некоторые ее разновидности, в первую очередь гранитная брусчатка, используются и для мощения дорог. Такая брусчатка выдерживает вес тяжелого автотранспорта. Тротуарная плитка, изготовленная способом вибропрессования, имеет отличные эксплуатационные характеристики, износо- и морозоустойчива, у нее длительный срок службы (маркетологи говорят о 200 и более годах. Прием, известный еще со времен Ходжи Насреддина, который резонно полагал, что за это время кто-то из участвующих в споре обязательно помрет. Но, в любом случае, на наш век долговечности вибропрессованной плитки точно хватит). Совершенствование оборудования и стабильно высокий спрос на тротуарную плитку позволяют производителям предлагать покупателям все новые разновидности этого материала. И если еще совсем недавно можно было четко разделить: оригинальный дизайн – вибролитая плитка, надежность и эксплуатационные характеристики – вибропрессованная, то сегодня эта грань исчезает, и стирают ее производители вибропрессованной плитки.

Поэтапная технология мощения тротуарной плиткой

Домашнему мастеру важно понимать, что качество и ресурс покрытия садовых дорожек полностью зависят от грунтовых условий:

  • глинистые почвы вспучиваются неравномерно, нарушая геометрию тротуаров и стоянок;
  • проблемные грунты просаживаются со временем;
  • на склонах и без оконтуривания поребриком плитка расползается.

Чтобы исправить основание, плитку придется полностью демонтировать.

При покупке нерудных материалов стоит учесть:

  • на парковках предпочтительнее фракция щебня 20/40 в зависимости от интенсивности трафика и эксплуатационных нагрузок толщиной слоя от 30 см;
  • для дорожек достаточно щебня 5/20 слоем 10 – 15 см;
  • песок лучше выбрать речной или мытый карьерный с минимальным процентом глины;
  • при работе виброплитой коэффициенты уплотнения составляют 1,15 для песка и 1,2 для щебня, поэтому при покупке объем котлована нужно умножить на эти цифры, иначе материала не хватит.

Тротуарная плитка должна обеспечить необходимое качество экстерьера дорожек и долговечность покрытия. Поэтому облицовку выбирают по признакам:

  • конфигурация – квадратные элементы, мелкоформатная мозаика или плитка среднего формата типовых моделей (клевер, катушка, волна).
  • декоративный слой – окрашивание в массе или поверхностное;
  • технология изготовления – бюджетное вибролитье, дорогостоящее гиперпрессование, классическое вибропрессование.

Гиперпрессованная плитка тротуарная.

Важно! Вибролитая продукция стоит дешевле, поскольку проще в изготовлении, обладает оригинальной конфигурацией, сокращает бюджет отделки. Гиперпрессованную плитку сложно расколоть, повредить, этот вариант оптимален для парковок, которые обслуживаются зимой снегоочистителями.

Вибролитая ТП.

Разметка и планировка

В отличие от несущих конструкций разметка приусадебного пространства чаще всего комбинированная:

  • для увеличения художественной ценности используются криволинейные и радиусные формы;
  • прямые трассы размечаются шнурами по обноскам;
  • скругления очерчиваются непосредственно на грунте по лекалам или крупногабаритными циркулями (привязанный шнуром к центральному колышку стержень).

Разметка дорожки на участке.

При разметке следует учесть факторы:

  • уклоны водоотведения – в различной технической документации 1 – 2 градуса поперек тропинок, 2 – 7 градусов при оформлении плиткой отмостки, 2,5 – 4 градуса по длине дорожек и на больших пространствах при мощении стоянки, патио; Уклоны для водоотведения.
  • террасы – при уклонах больше вышеуказанного значения участок разбивается на зоны, внутри которых создается единый горизонтальный уровень, а границы обносятся бетонными подпорными стенами, габионами или садовыми, тротуарными, магистральными бордюрами для ликвидации оползней, как на фото.

В черноземе содержится органика, которая перегнивает под плиткой и дает усадку. Поэтому рыхлый пахотный слой нужно снять, использовать на грядках, в ландшафтном дизайне или вывезти с участка. Получившаяся планировка называется профессионалами «корытом», в котором и производятся дальнейшие операции мощения ТП.

Снятие плодородного слоя.

Важно! Корни взрослых кустов и деревьев опасны для тротуарной плитки, поэтому их  выкорчевывают, либо прокладывают маршруты на расстоянии 3 м от них.

Дренаж и подстилающий слой

Правильно класть плитку следует на жесткое основание, обладающее дренажными свойствами, поскольку часть ливневых стоков отводится сквозь щели между плитками. Однако естественного дренажа недостаточно, чтобы справиться со всем объемом воды в сильный дождь и отвести стоки кровельного водостока при похождении тропинки возле дома или облицовке этим материалом отмостки. Поэтому необходимо выполнить несколько условий:

  • исключить взаимное перемешивание щебня или песка с грунтом за счет укладки геотекстиля;
  • уплотнить подстилающий слой виброплитой послойно до состояния, когда верхние камешки щебня не «играют» под ногой при хождении или на слое песка не остается следов обуви;

Если снимается пахотный слой более 40 см, толщина подошвы увеличивается. Для экономии бюджета в этом случае можно использовать в нижнем уровне более дешевые материалы, нежели щебень, речной песок – супесь или суглинок. Их так же необходимо уплотнить виброплитой.

Монтаж бордюрного камня

Поребрики (бордюрный камень) гораздо выше плитки (20 см), поэтому по контуру мощения необходимо изготовить траншею аналогичной ширины глубиной 25 – 30 см, чтобы поставить бордюр на слой раствора.

Траншея для поребрика

Важно! В местах прохождения лотков ливневки потребуется еще одна траншея, так как высота этих элементов варьируется в пределах 13 – 41 см в зависимости от конструкции и материала.

  • мастерком в траншею укладывается раствор;
  • поребрик устанавливается на него и осаживается киянкой по шнуру;
  • снаружи и внутри в 2 – 3 местах раствор укладывается горкой на боковые поверхности бордюра чуть ниже песчаного слоя, на который будет монтироваться плитка.

Монтаж бордюров.

Мощение возможно через сутки-двое, после набора прочности цементным камнем.

Совет! Независимо от размеров лотков ливневки их лучше смонтировать вдоль бордюров вместе с ними на этом же этапе. Эти элементы так же устанавливаются на раствор, которому требуется время для отвердевания.

Мощение плиткой

Существуют методики укладки ТП на цементно-песчаный раствор (для эксплуатации в тяжелых условиях), сухую смесь (1/5 цемент, песок, соответственно) и на чистый речной песок. Практика доказала, что при добавлении в сухую смесь цемента застройщик никаких дополнительных преимуществ не получает, зато резко снижается ремонтопригодность покрытия и увеличивается бюджет отделки. Поэтому в 80% случаев плитка монтируется на сухой песок по технологии:

  • маяки – изготавливаются из доски или металлопроката, на дорожках небольшой ширины маяками автоматически становятся поребрики;
  • укладка песка – завозится тачками, выравнивается граблями на 1 – 1,5 см выше проектного уровня, затем уплотняется виброплитой;
  • выравнивание – из доски изготавливается специальное правило (выпиливаются углы в зависимости от толщины плитки), которыми протягивается участок, требующий декорирования; Выравнивание песка самодельным правилом.
  • заполнение пространства – вначале по поверхности между бордюрами (лотками ливневки) распределяется цельная плитка согласно рисунку;
  • подрезка – замеряются участки, на которых не помещается целая плитка, производится ее крой УШМ с алмазной оснасткой или диском по камню/бетону;
  • заполнение швов – по поверхности веником или жесткой щеткой перемещают кучку песка, который остается в выемках между элементами облицовки, как на фото ниже.

Совет! Установка бордюрного камня в торцах дорожек не всегда возможна. Чтобы предотвратить расползание, на таком участке последние два ряда монтируются на цементно-песчаный раствор.

Способы примыкания ТП к грунту и стяжкам.

Необходимые для укладки материалы

Перед тем, как уложить тротуарную плитку своими руками, кроме нее необходимо приобрести такие материалы как:

  • каменный или пластиковый бордюр;
  • цемент марки ПЦ400;
  • щебень, фракции не более 40 мм;
  • песок, лучше всего речной или мытый;
  • геотекстиль.

Необходимое количество этих строительных материалов определяется отдельно и напрямую зависит от конструкции основания, вида грунта и предполагаемых эксплуатационных условий.

Виды укладок

Любые работы по оформлению приусадебной территории начинаются с составления плана, выбора материалов и способов мощения. Для реализации таких задач необходимо учитывать ряд моментов.

В первую очередь, следует определить:

  • Тип грунта, который будет выполнять роль основания.
  • Предполагаемые нагрузки на поверхность.
  • Рельеф территории, отведенной для тротуарной плитки.
  • Площадь покрытия.
  • Расход материала.
  • Способ мощения плиточных изделий.

Специалисты используют следующие способы укладки плитки:

  • На подушку из песка.
  • На цементно-песчаную смесь.
  • На цементно-песчаный раствор.
  • На бетонную стяжку.

Укладка на песок

Мощение плиточного покрытия на песчаную подушку оправдывает себя только в тех случаях, когда нужно обустроить садовую дорожку на даче или во дворе частного дома. Связано это с тем, что такой тип основания не рассчитан на большие нагрузки.

При этом укладка брусчатки на песок пользуется большим спросом, что обусловлено следующими достоинствами:

  • Наличие песчаной подушки способствует хорошему дренажу — при сильных осадках вся вода оказывается в швах между брусчаткой, что исключает вероятность появления луж.
  • За счет отсутствия монолитного соединения между поверхностью дорожки и ее внутренней структурой при минимальной сейсмической активности или движениях грунта конструкция не подвергается деформациям.
  • Уход за плиткой на песчаной смеси достаточно простой. В случае повреждений одного элемента вы сможете быстро демонтировать его и заменить новым.

Однако, кроме достоинств, у такого способа укладки есть и недостатки:

  • Если не предусмотреть хорошую дренажную систему и свободное стекание воды, накопившаяся влага приведет к деформации конструкции.
  • Превышение допустимых нагрузок тоже приведет к растрескиванию плитки. Так, если проехать по плиточному покрытию на автомобиле, результат будет плачевным.

Еще владельцы частных домов и дачных участков нередко жалуются, что песок из-под плитки уносят муравьи.

На сухую смесь из песка и цемента

Применение цементной основы, смешанной с песком, для мощения плитки пользуется большим спросом.

Такая технология обладает следующими достоинствами:

  • Обеспечение высоких прочностных свойств.
  • Повышение устойчивости к большим нагрузкам.

Недостатком варианта является дороговизна. Еще может возникнуть проблема вымывания подушки проливными дождями. Для исключения таких проблем следует предусмотреть наличие специальных бордюров по периметру. Процесс закрепления данных элементов усложняет монтаж.

В остальном укладывать тротуарную плитку на песок относительно несложно. Даже при отсутствии навыков в подобной сфере деятельности хозяин участка сможет выполнить мощение. Но, чтобы предотвратить возможные ошибки и проблемы, важно в точности соблюдать технологию и не отклоняться от пошагового руководства.

На бетонную стяжку

Наиболее прочным и устойчивым к большим нагрузкам основанием является бетон. Он обеспечивает защиту плиточного покрытия от трещин и деформаций при воздействии атмосферных осадков, движений почвы или внешних механических нагрузок. Это делает бетонную подушку единственным решением для тех дорожек, по которым будут постоянно ходить люди или ездить транспортные средства.

Для приготовления состава нужно взять 1 часть цемента и 5 частей песка, перемешать их и выложить слоем 30-50 мм. Дальше поверхность тщательно выравнивается и уплотняется.

Брусчатку можно размещать и на сухой цементной смеси в пропорции 1:3. Для получения лучших эксплуатационных характеристик рекомендуется задействовать смесь марки 400. Все составляющие тщательно перемешиваются, но вода не добавляется. Песок должен оставаться чистым и сухим, поэтому его можно просеять через сито для удаления примесей. Только чистый песок сможет гарантировать прочность и высокое качество стяжки.

Какую тротуарную плитку выбрать под автомобиль?

В продаже встречаются самые различные материалы, которые обладают своими характеристиками. Клинкерная плитка для бассейна обладает насыщенным цветом и различной формой, однако особенности производства существенно увеличивают стоимость изделия. Плитка, которая изготавливается методом вибропрессования, выглядит непривлекательно, но при этом обладает более высокой прочностью и надежностью. Основными рекомендациями по выбору можно назвать следующее:

  • Для автомобиля весом меньше тонны применяется клинкерная брусчатка.
  • Для транспортных средств большого веса подходят прессованные изделия.
  • Рекомендуемая толщина плитки для машины не менее 60 мм.
  • На момент покупки основного материала следует попросить продавца, чтобы он показал плитку в разрезанном виде. Однородная плотность указывает на высокое качество изделия, посторонние включения могут стать причиной снижения прочности материала.
  • Проверка лицевой поверхности проводят путем трения одного камня о другой. Если изделие не меняет свой вид, то его износостойкость высокая.

Высокая прочность, износостойкость и морозостойкость материала определяют то, что создаваемая площадка прослужит в течение длительного периода.

Необходимые материалы для выполнения работ

  • Рекомендуется использовать речной песок для создания подложки.
  • Щебень фракции 20-40 мм применяется для создания дренажного слоя, предназначение которого заключается в отведении воды.
  • Гравий, фракция которого 25 мм, требуется для формирования плотного перекрытия дренажного слоя.
  • Для создания качественной и надежной подложки требуется бетон. Он изготавливается самостоятельно из цемента марки М300-М500. Также цемент используется при создании цементно-песчаной смеси.
  • Современным материалом можно назвать изолирующий геотекстиль, который способен пропускать влагу только в одном направлении.

Часто парковка на загородном участке создается без применения бордюрного камня. При наличии требуемого опыта изготовить его можно в домашних условиях из бетона.

Как провести укладку тротуарной плитки на песок своими руками

Подробно разберем технологию монтажа облицовки на основу из песка на примере обустройства дорожки.

Разметка участка

Прямые линии намечают с помощью колышков с натянутыми между ними шнурами. Начинают с любого края, обязательно сверяясь с построенным заранее планом. Длину фрагмента отмеряют рулеткой, устанавливают колышки через каждые три-пять метров. Ширину дорожки намечают с учетом толщины двух бордюров плюс пять-десять сантиметров на их установку.

После установки колышков проверяют точность их положения. На прямоугольных фрагментах тропы замеряют длины диагоналей. Они должны точно совпасть.

Затем натягивают между кольями шнуры, которые обозначат контуры будущего сооружения. Переносят их на землю. Контур можно прочертить острым инструментом или обозначить просыпкой: порошком мела, извести, т.

Подготовка основания

От подготовки основания зависит качество монтажа и срок службы облицовки. Прежде всего, нужно полностью убрать плодородный слой почвы. Если этого не сделать, органика перегниет, и основание просядет, а это нежелательно. Все растения и части их корневищ тоже удаляют. Иначе они прорастут из-под уложенного декора и будут его разрушать.

Глубина получившейся траншеи обычно составляет порядка 30-40 см. Важно сделать уклон для отведения влаги.

Выровнять основание проще всего обычными граблями. После этого трамбуют землю. Можно слегка смочить почву, чтобы ее было проще утрамбовать. Дно должно быть выровненным, но с небольшим уклоном.

Монтаж бордюров

Технология укладки тротуарной плитки предполагает обязательную установку бордюрных камней. Они служат опорой краям сооружения, не дают ему «расползаться» из-за вспучивания грунта. Бордюры закрепляют на бетонный раствор. Работы выполняют в такой последовательности.

  • Готовят посадочные места под бордюрные камни. Для этого по краям подготовленной ямы выкапывают небольшие траншеи. Их глубина должна быть 7-10 см, ширина — на 3-5 см больше ширины бордюра.
  • Замешивают бетонную смесь из цемента, песка и щебня. Пропорции — 1:3:2. Воды добавляют столько, чтобы получился густой раствор.
  • Начинают с заливки жидкого бетона небольшими порциями в подготовленные ямки. Его распределяют по основанию, ставят камень, выравнивают по натянутому шнурку, осаживают деталь резиновой киянкой.
  • Аналогично устанавливают все бордюры.

После установки всех элементов нужно дать раствору сутки или чуть больше на первоначальное отвердение.

Обустройство подушки

По технологии облицовку кладут на хорошо утрамбованную основу-подушку из песка или песка и гравия. Это зависит от того, как планируется эксплуатировать сооружение. Для пешеходной тропинки достаточно песчаного основания, для автомобильной стоянки необходима песчано-гравийная основа. Она же рекомендуется и для участков с высоким уровнем грунтовых вод. Слой гравия послужит дренажом, не даст влаге застаиваться и уменьшит грунтовое пучение.

Песчаное основание сделать очень просто. На дно траншеи полосами укладывают геотекстиль. Стыки делают внахлест, чтобы не образовывалось прорех в полотне. Геотекстиль можно не использовать, но лучше все-таки это сделать. Материал предотвратит вымывание песчаного слоя и разрушение основания. Поверх геотекстиля засыпают песок. Его увлажняют и трамбуют так, чтобы получился слой высотой 18-20 см. Проверить качество трамбования очень просто — если пройти по хорошо утрамбованному покрытию, следов не останется.

Песчано-гравийную основу обустроить несколько сложнее. Дно рва выстилают геотекстилем. На него засыпают тонкий песчаный слой и плотно утрамбовывают. Поверх засыпают среднефракционный щебень либо гравий. Камень уплотняют. Необходимо получить слой высотой 18-25 см. Поверх уплотненного гравия засыпают еще один песчаный слой. После увлажнения и трамбовки его высота должна быть 5 см.

Засыпка и выравнивание цементно-песчаной смеси

Лучший способ, как положить тротуарную плитку ровно, это монтаж по маячкам. Он предполагает установку направляющих-маячков, которые определят горизонталь поверхности. Выполняется работа в такой последовательности.

  • Готовят смесь, на которой будет лежать кладка облицовки. Это смешанный с цементом песок. Пропорции — 1:5. Сухой материал засыпают в большую емкость, хорошо перемешивают.
  • На подготовленной к засыпке основе строго по уровню выставляют маячки. Это могут быть трубы, профили для гипсокартона, что-то подобное.
  • Между маячками засыпают цементно-песчаную смесь, выравнивают. Добиваются одинаковой плотности засыпки по всей поверхности.
  • Осторожно вынимают маячки, аккуратно подсыпают сухой материал, выравнивают покрытие.

Укладка облицовки

Монтаж начинают от самого нижнего угла сооружения, если у него есть уклон, или от того, что лучше всего просматривается. Укладку ведут «от себя», то есть так, чтобы не опираться на подготовленную к работе основу. Облицовку поштучно укладывают на основание в соответствии с выбранной раскладкой. Каждую деталь выравнивают, плотно прижимают к соседней и аккуратно осаживают резиновым молоточком.

После того как будет уложено несколько элементов, нужно проверить горизонталь строительным уровнем. Если плитка поднялась над другими, ее можно осадить молотком, под запавшую — подсыпать немного смеси. Сначала укладывают все целые детали и только потом приступают к подрезке. Нарезанные фрагменты выкладывают в последнюю очередь.

Заделка швов

С уложенной брусчатки аккуратно сметают мусор. После этого обильно проливают сооружение слабой струйкой воды. Дают высохнуть. Эта процедура готовит покрытие к заделке швов. Вариантов, чем просыпать швы тротуарной плитки после укладки, немного. Лучше всего сделать это той же смесью, на которую проводился монтаж.

Ею посыпают все швы и щели между бордюрными камнями и тропинкой. Метлой или веником заправляют массу во все щели. Излишки сметают. Еще раз проливают тропу водой, дают высохнуть. Если швы или щели недостаточно заполнены, процедуру повторяют. Возможно, это придется сделать несколько раз. По окончании работ подсыпают наружную часть бордюра грунтом.

Мы разобрали, как укладывать тротуарную плитку правильно. Это кропотливая, но достаточно простая работа, которую можно выполнить своими руками. Важно не торопиться, выполнять все требования инструкции, тогда мощеная тропинка будет радовать своего владельца долгие годы.

Использование и уход

После того, как плитка уложена, важно обеспечить ей правильный уход. Самые простые правила – регулярное подметание веником и мытье водой. Зимой нужно убирать снег без использования лопат ил металла, ломов и ледорубов. Лучше заранее посыпать покрытие специальными составами, не позволяющими образовываться льду.

Бетон впитывает влагу, от которой его нужно защищать: покрывать специальными гидрофобизаторами минимум раз в год. Они пропитывают поверхность плитки и не позволяют скапливаться воде, замерзать, а потом становиться причиной распространения трещин и деформаций. Пропитка может выполняться такими составами: Пенетрон, Неогард, Неомид Н2О Стоп, Типром М, ГКЖ-11.

Как наносить пропитки: разбавить водой по инструкции, залить в опрыскиватель, распылить на поверхность плитки, брызгая до полного напитывания материала и появления капель. Плитка будет выглядеть будто мокрой, но не впитает ни дождевую воду, ни талую.

Правильно выбранная и уложенная тротуарная плитка – это залог красоты и эстетичности покрытия, а также долгих лет службы. Подготовив все материалы и инструменты, работы можно выполнить самостоятельно.

Работы по мощению пешеходных дорожек с использованием штучных материалов производятся в несколько этапов:

  • составление плана и разметка на местности;
  • устройство земляного лотка;
  • монтаж бордюрных камней;
  • устройство дренажно-опорного слоя;
  • засыпка песка;
  • укладка плиточных материалов и водоотводящих лотков;
  • заделка швов и завершающие работы.

Принимаемая толщина насыпаемых слоев зависит от ожидаемой весовой нагрузки на мощеную поверхность, плотности грунта на участке, толщины и качества брусчатки и некоторых других показателей.

Разметка и выемка грунта.

Предварительные работы

Еще до того, как класть тротуарную плитку на песок, рекомендуется взять схематический план приусадебной территории с указанными на нем строениями и деревьями. Начертить на этой схеме расположение планируемых пешеходных дорожек и площадок. При этом следует отступать от деревьев на метр-полтора и предусмотреть уклоны дорожки в сторону от строений.

После этого, пользуясь планом, забить колышки с обеих сторон дорожки и натянуть по ним шнур. Еще раз проверить правильность выполненной разметки и только после этого приступать к физическому выполнению работ.

Разработка грунта

Для подготовки устойчивой основы мощеного покрытия, необходимо устроить углубленный лоток в земле. Для этого следует снять верхний слой почвы. При этом глубина земляного лотка складывается из толщины плитки, подстилающего песчаного слоя в 8-10 см и опорно-дренажного слоя, толщина которого зависит от ожидаемой весовой нагрузки на поверхность. Для садовой дорожки будет достаточно 8-10 см, а для места стоянки легкового автомобиля — 15-20 см.

Выкопав траншею, ее дно можно обработать гербицидами для защиты от прорастания сорняков или покрыть геотекстилем, предварительно хорошо утрамбовав землю. Геотекстиль обеспечит хороший отвод воды из дренажного слоя и предотвратит рост сорных растений. Качественная утрамбовка грунта обезопасит насыпную конструкцию от просадок в дальнейшем.

Перед тем, как засыпать опорно-дренажный слой щебня, необходимо установить бордюрные камни. Для этого потребуются металлические колышки, которые забиваются таким образом, чтобы можно было натянуть шнур по внешнему краю бордюр. При этом высота натяжения шнура должна быть одинаковой с обеих сторон дорожки и соответствовать установке наружного края камней.

Бордюрные камни следует устанавливать на цементный раствор, который настилают на дно траншеи по краям. Каждый бордюр необходимо проверять строительным уровнем на его вертикальную и горизонтальную установку. Выравнивание производится резиновой киянкой, т. применение металлического молотка может расколоть материал.

До момента схватывания раствора бордюрные камни рекомендуется зафиксировать металлическими кольями. Наружная щель между грунтом и камнем засыпается песком и уплотняется проливом воды.

Устройство опорно-дренажной засыпки

Щебеночный слой выполняет две функции. Отводит поступающие воды дальше в грунт и является несущей (фундаментной) основой для песчаной подушки и тротуарной плитки.

В случае необходимости устройства толстого слоя, засыпка производится послойно по 5-7 см с трамбовкой каждого слоя отдельно. Уложенный щебень следует немного присыпать песком и покрыть геотекстильным полотном. Полотно остановит проникание песка в дренах под воздействием влаги, а песчаный слой сохранит полотно от повреждений острыми краями камней.

Устройство с использованием геотекстиля и без.

При высоком уровне грунтовых вод во время таяния снега рекомендуется организовать их отвод проложив одну или две дренажные трубы по краям дорожки и направлять воду в дренажный колодец или для слива в водоем.

Песчаный слой под укладку плитки

Описываемая технология предусматривает устройство плотного песчаного слоя до того, как положить тротуарную плитку на песок. Этот слой является фиксирующим для брусчатки, обеспечивая ее неподвижность по горизонтали и, самое главное, по вертикали. Достаточный слой песка составляет 8-10 см, а при малых нагрузках на дорожку его можно уменьшить до 5 см.

Песок необходимо хорошо утрамбовать и выровнять его поверхность при помощи штукатурного правила или ровного деревянного бруска. Для получения абсолютно ровной поверхности для точного выравнивания можно установить маяки, расположенные вдоль дорожки. Количество маяков произвольное, но посередине дорожки маяк располагается выше остальных.

Схематические варианты песчаных оснований под плитку.

Песок так же можно намочить водой. В этом случае утрамбовывать его станет труднее, но качество уплотнения повысится, а потому будет обеспечена большая долговечность и влагостойкость покрытия.

Кладка плитки

Мощение дорожки производится на слой сухой цементно-песчаной смеси толщиной 2-3 см, который расстилается поверх утрамбованного песка во время кладки. Соотношение цемента и песка для приготовления смеси — 1:5.

Начинать нужно с укладки боковых водоотводных лотков, постоянно проверяя наличие необходимого уклона для стока дождевой и талой воды. Их кладут вплотную к бордюрному камню по всей длине дорожек.

После установки лотков положите один ряд плитки поперек дорожки, проверьте наличие небольшого уклона на поверхности от середины к краям. Такое расположение плиток обеспечит отвод воды с поверхности дорожки к водоотводящим лоткам. Между плитками должны оставаться швы шириной полтора-два миллиметра.

Далее, пользуясь строительным уровнем и резиновой киянкой, продолжайте укладывать ряды, продвигаясь при этом «от себя». При таком способе укладки вы не будете нарушать ровную поверхность песка.

В случае несовпадения краевых плиток, их подгонку можно сделать при помощи болгарки с алмазным кругом.

Уплотнение межплиточных швов

После укладки тротуарной плитки на поверхность дорожки или площадки необходимо тщательно заделать швы между плитками, желобами и бордюром. Это нужно для того, чтобы дождевая и талая вода не могла просочиться сквозь мощеное покрытие, а также чтобы исключить возможное разрушение покрытия при образовании льда.

Заделка швов производится сухой цементно-песчаной смесью или жидким цементным раствором.

При использовании сухой смеси ее рассыпают по поверхности дорожки и прометают мягкой щеткой или веником.

После этого мощеную поверхность необходимо полить водой. Через неделю-две повторить эту рабочую операцию. Так же возможно появится необходимость обновления заполнений после окончания осенне-зимнего периода.

Использование жидкого цементного раствора для заделки швов обеспечит лучшее качество и плотность, но потребует дополнительных усилий на очистку мощеной поверхности от налетов цемента.

Какую сухую смесь выбрать для тротуарной плитки

В состав сухой смеси для укладки тротуарной плитки входят два основных компонента – цемент и песок 1:4. Также они могут содержать щебень мелкой фракции в диапазоне 5-10 мм. Если говорить о песке, лучше брать с коэффициентом минимум 2. При этом оптимально подойдет портландцемент фракции М500.

Выбирая среди конкретных брендов, рекомендуется обратить внимание на такие составы:

  • «Ветонит М»;
  • «Kreisel»;
  • «БИРСС»;
  • «ПЕТРОЛИТ»;
  • «РУСЕАЛ».

Средства производятся разными изготовителями, при выборе стоит руководствоваться брендом. При этом можно приобрести и средства российского происхождения, желательно, чтобы они соответствовали требованиям принятых стандартов, например, ГОСТ 31357-2007.

Как самостоятельно уложить тротуарную плитку

Разновидности облицовкиЧто учесть при проектированииМатериалы и приспособленияПоэтапная инструкция по монтажу
— Разметка
— Подготовка основания
— Монтаж бордюров
— Подготовка песчаной подушки
— Засыпка цементно-песчаной смеси
— Укладка облицовки
— Заделка швов

Оцените автора
Спектр Ремонта
Добавить комментарий